Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Кхуддака-никая

Кхуддака-никая (пали кхудда – «меньший», «более короткий» + никая – «поучение», «собрание кратких поучений», «малое собрание», «малая традиция») – пятый, последний раздел Сутта-питаки, состоящий из 15 или более различных по жанру и объему книг, охватывающих разнородные проповеди, наставления, стихи и прочие тексты. В Кхуддака-никаю входят такие известные произведения, как Дхаммапада, Сутта-Нипата, джатаки и др. Авторство сутт традиционно приписывается Будде и его главным ученикам.

С точки зрения содержательной Кхуддака-никая имеет заметную отличительную черту: ее тексты большей частью представлены в стихотворной форме, в отличие от прозы текстов первых четырех никай. И, с точки зрения аутентичности, тексты «Меньшей традиции» можно рассматривать как привлекающие интерес к учению, но от систематичности изложения Учения эти тексты весьма далеки. В связи с этим в вопросах изучения Дхаммы этому собранию уделяется сравнительно меньшее внимание (и, вероятно, потому оно и называется «меньшим» собранием), хотя сами по себе тексты весьма интересны, а некоторые со временем стали весьма популярны и авторитетны, как, например, Дхаммапада.

Эта никая является сравнительно поздней; составляющие ее тексты (фрагменты текстов) можно встретить в других книгах, составляющих Сутта-питаку, например, джатаки, которые можно найти в Самьютта-никае и даже в Виная-питаке. Формирование это никаи происходило значительно позже оформления первых четырех, прошло несколько столетий, прежде чем этот свод был оформлен; полагают, что именно Кхуддака-никая явилась тем собранием текстов, куда добавлялись тексты различного, временами спорного происхождения. В текстах этого корпуса в большей мере, чем в четырех первых собраниях Сутта-питаки, отражается постепенное обожествление Будды. Многие книги Кхуддака-никаи дошли до нас не только на пали, но и в переводах на другие языки.

Следует отметить, что пятая никая была не у всех буддийских школ,и в настоящее время в каждом издании канона этот свод имеет отличающийся состав и различное число сутт. Так, тайская версия насчитывает 15, сингальская – 17, а бирманская – 18 книг. Общее число сутт может различаться; часто называют их число 266.

Бирманская версия Кхуддака-никаи содержит три дополнительные книги, не включаемые в палийскую версию, доводя число книг, составляющих никаю, до 18.

 

Состав Кхуддака-никаи следующий:

 

1.      Кхуддакапатха (Khuddakapatha);

2.      Дхаммапада (Dhammapada);

3.      Удана (Udana);

4.      Итивуттака (Itivuttaka);

5.      Сутта-нипата (Suttanipata);

6.      Виманаваттху (Vimanavatthu);

7.      Петаваттху (Petavatthu);

8.      Тхерагатха (Theragatha);

9.      Тхеригатха (Therigatha);

10.  Джатака (Jataka);

11.  Ниддеса (Niddesa);

12.  Патисамбхидамагга (Patisambhidamagga);

13.  Ападана (Apadāna);

14.  Буддавамса (Buddhavamsa);

15.  Чарияпитака (Cariyapitaka).

 

Иногда указывают иной порядок книг Кхуддака-никаи:

 

1.      Кхуддакапатха;

2.      Итивуттака;

3.      Сутта-нипата;

4.      Джатака;

5.      Буддавамса;

6.      Дхаммапада;

7.      Удана;

8.      Тхерагатха;

9.      Тхеригатха;

10.  Виманаваттху;

11.  Петаваттху;

12.  Ниддеса;

13.  Патисамбхидамагга;

14.  Ападана;

15.  Чарияпитака.

 

Тайская и бирманская версии Кхуддака-никаи включают также следующие книги, не входящие в другие версии Канона, но примыкающие к нему:

 

16.  Неттиппакарана, или Нетти (Nettipakarana)

17.  Петакопадеса (Petakopadesa)

18.  Милиндапаньха (Milindapanha) (только в бирманской версии).

 

Эти три книги, тем не менее, не отвергаются другими традициями и включаются в состав вспомогательной литературы, примыкающей к Типитаке.