Enlightened Mind
Сайт, посвященный Дхарме |
||
Кхуддака-никая |
||
Кхуддака-никая (пали кхудда – «меньший», «более короткий» + никая – «поучение», «собрание кратких поучений», «малое собрание», «малая традиция») – пятый, последний раздел Сутта-питаки, состоящий из 15 или более различных по жанру и объему книг, охватывающих разнородные проповеди, наставления, стихи и прочие тексты. В Кхуддака-никаю входят такие известные произведения, как Дхаммапада, Сутта-Нипата, джатаки и др. Авторство сутт традиционно приписывается Будде и его главным ученикам. С точки зрения содержательной Кхуддака-никая имеет заметную отличительную черту: ее тексты большей частью представлены в стихотворной форме, в отличие от прозы текстов первых четырех никай. И, с точки зрения аутентичности, тексты «Меньшей традиции» можно рассматривать как привлекающие интерес к учению, но от систематичности изложения Учения эти тексты весьма далеки. В связи с этим в вопросах изучения Дхаммы этому собранию уделяется сравнительно меньшее внимание (и, вероятно, потому оно и называется «меньшим» собранием), хотя сами по себе тексты весьма интересны, а некоторые со временем стали весьма популярны и авторитетны, как, например, Дхаммапада. Эта никая является сравнительно поздней; составляющие ее тексты (фрагменты текстов) можно встретить в других книгах, составляющих Сутта-питаку, например, джатаки, которые можно найти в Самьютта-никае и даже в Виная-питаке. Формирование это никаи происходило значительно позже оформления первых четырех, прошло несколько столетий, прежде чем этот свод был оформлен; полагают, что именно Кхуддака-никая явилась тем собранием текстов, куда добавлялись тексты различного, временами спорного происхождения. В текстах этого корпуса в большей мере, чем в четырех первых собраниях Сутта-питаки, отражается постепенное обожествление Будды. Многие книги Кхуддака-никаи дошли до нас не только на пали, но и в переводах на другие языки. Следует отметить, что пятая никая была не у всех буддийских школ,и в настоящее время в каждом издании канона этот свод имеет отличающийся состав и различное число сутт. Так, тайская версия насчитывает 15, сингальская – 17, а бирманская – 18 книг. Общее число сутт может различаться; часто называют их число 266. Бирманская версия Кхуддака-никаи содержит три дополнительные книги, не включаемые в палийскую версию, доводя число книг, составляющих никаю, до 18.
Состав Кхуддака-никаи следующий:
1. Кхуддакапатха (Khuddakapatha); 2. Дхаммапада (Dhammapada); 3. Удана (Udana); 4. Итивуттака (Itivuttaka); 5. Сутта-нипата (Suttanipata); 6. Виманаваттху (Vimanavatthu); 7. Петаваттху (Petavatthu); 8. Тхерагатха (Theragatha); 9. Тхеригатха (Therigatha); 10. Джатака (Jataka); 11. Ниддеса (Niddesa); 12. Патисамбхидамагга (Patisambhidamagga); 13. Ападана (Apadāna); 14. Буддавамса (Buddhavamsa); 15. Чарияпитака (Cariyapitaka).
Иногда указывают иной порядок книг Кхуддака-никаи:
1. Кхуддакапатха; 2. Итивуттака; 3. Сутта-нипата; 4. Джатака; 5. Буддавамса; 6. Дхаммапада; 7. Удана; 8. Тхерагатха; 9. Тхеригатха; 10. Виманаваттху; 11. Петаваттху; 12. Ниддеса; 13. Патисамбхидамагга; 14. Ападана; 15. Чарияпитака.
Тайская и бирманская версии Кхуддака-никаи включают также следующие книги, не входящие в другие версии Канона, но примыкающие к нему:
16. Неттиппакарана, или Нетти (Nettipakarana) 17. Петакопадеса (Petakopadesa) 18. Милиндапаньха (Milindapanha) (только в бирманской версии).
Эти три книги, тем не менее, не отвергаются другими традициями и включаются в состав вспомогательной литературы, примыкающей к Типитаке. |
||
|
|