Enlightened Mind
Сайт, посвященный Дхарме |
||
Структура Типитаки и классификация текстов |
||
Каноническая литература Тхеравады является четко структурированной и состоит из разделов, объединяющих группы тектов по определенным признакам. Большие разделы включают в себя меньшие, те – еще меньшие. При этом существует несколько способов классификации текстов Типитаки по группам. Наиболее распространена классификация по трем питакам. Как уже отмечалось в предыдущей главе, слово Типитака в переводе с пали, равно как и Трипитака – с санскрита, означает «три корзины» (пали: ти – «три» + питака – «корзина»; санскр.: три – «три» + питака – «корзина»), что соответствует разделению священных книг на три раздела: а) Виная-питака (санскр.: Винайя-питака) – раздел монашеских правил и дисциплинарного кодекса общины, наиболее древний из трех; б) Сутта-питака (санскр.: Сутра-питака) – раздел, включающий собрания текстов наставлений Будды, названный по типу содержащихся в разделе писаний; в) Абхидхамма-питака (санскр.: Абхидхарма-питака) – собрания наставлений по высшим аспектам учения – философии буддизма. Данный раздел является сравнительно поздним. Присутствие в названиях слова питака («корзина») традиционно объясняется преданием, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Типитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо или некоего носителя устного предания. Возможно, что троичное деление Типитаки пришло на смену делению священных текстов на две группы – наставлений о Дхарме (Сутта) и дисциплинарных правил (Виная). Необходимо отметить, что до нас дошло несколько вариантов этого свода сочинений; кроме того, в современном буддизме Тхеравады в разных странах используются свои версии Типитаки, имеющие между собой определенные отличия. Однако, трехчастное деление Типитаки, а также основная структура всех трех питак являются от версии к версии неизменно идентичными. Эти три больших раздела состоят, в свою очередь, из некоторого числа меньших разделов, те – также, как правило, составлены из групп текстов. Таким образом, Типитака обладает весьма сложной, даже громоздкой структурой. Состав разделов и подразделов Типитаки мы рассмотрим подробно ниже, а общая схема классификации приведена на рисунке.
Изображение с сайта www.buddhanet.net.
Кроме широко известного трехчастного деления тхеравадинская традиция также классифицирует тексты Типитаки и другими способами. Так, существуют способы классификации текстов по пяти никаям (Five Nikayas) и 84000 дхамма кхандхам (84,000 Dhamma Kkhandhas). Эти способы классификации мы также рассмотрим в дальнейшем. |
||
|