В ходе роста корпуса буддийских текстов
и появления и развития комментаторской литературы со временем
сформировалась заметная группа текстов, называемых «тика». Тика (ñãkà)
– это специфические тексты, обычно понимаемые как субкомментарии к
Типитаке, то есть комментарии к комментариям. Кроме того, слово «тика»
может употребляться в качестве обозначения комментария к любому другому
(т.е. не обязательно входящему в Канон) тексту, такому как, например,
Махавамса. Их назначение то же, что и у основных комментариев – это
развитие традиционного подхода к интерпретации канонических текстов и
прояснение сложных моментов Учения.
Тики появлялись в разное
время на протяжении второго тысячелетия н.э., и составлялись вплоть до
самого недавнего времени. Некоторые были составлены на пали, часть была
написана на местных языках.
Текстов тика известно
весьма значительное количество; все они различаются между собой своей
значимостью и «каноничностью». Так, часть из них включена в канонические
издания текстов и признаны «официальными» дополнениями к собраниям
Типитаки и аттхакатх. Другие тики в том или ином издании могут считаться
«полу-каноническими» (т.е. формально каноническими, но не включенными в
сопутствующий Типитаке свод текстов), или неканоническими (вторичными
или апокрифическими).
На протяжении времени одни
тексты были напечатаны и опубликованы, другие сохранились в виде
манускриптов, третьи были утрачены. Некоторые из этих текстов (как
правило, выдержки из них) переведены на западные языки и опубликованы.
Некоторые известные тексты
разряда «тика» приведены в таблице.
Канонический
текст |
Аттхакатха или
неканонический текст |
Тика (субкомментарий) |
Автор тики |
Виная-питака |
Самантапасадика |
Самантапасадика-тика или Ваджрабуддхи-тика |
Ваджрабуддхи |
Виная-питака |
Самантапасадика |
Сараттхадипани (Saratthadipani) |
Сарипутта, 12 в. |
Виная-питака |
Самантапасадика |
Вимативинодани (Vimativinodani) |
Кассапа, 13 в. |
Виная-питака |
Самантапасадика |
Винаясангаха (Vinayasangaha) |
Сарипутта, 12 в. |
|
Патимоккха |
Канкхавитарани
(Kaïkhàvitaraõã) |
Буддхагхоша |
Патимоккха |
Канкхавитарани |
Канкхавитарани-пурана (Kaïkhàvitaraõã-purana) |
н/д |
Патимоккха |
Канкхавитарани |
Канкхавитарани-абхинава-тика (Kaïkhàvitaraõã-abhinava-ñãkà) |
н/д |
Дигха-никая |
Сумангалавиласини |
Дигханикая-тика (Dighanikaya-ñãkà) |
Дхаммапала |
Дигха-никая
(первая вагга) |
Сумангалавиласини |
Висуддхавиласини или Висуддхаджанавиласини (Visuddhavilasini,
Visuddhajanavilasini),
также Силакхандхавагга-абхинава-тика (Silakkhandhavagga-abhinava-ñãkà) |
Нанабхивамса,
ок.1800 |
Маджжхима-никая |
Папанчасудани |
Маджжхиманикая-тика (Majjhimanikaya-ñãkà) |
Дхаммапала |
Самьютта-никая |
Сараттхаппакасини |
Самьюттаникая-тика (Samyuttanikaya-ñãkà) |
Дхаммапала |
Ангуттара-никая |
Маноратхапурани |
Сараттхаманджуса-тика (Saratthamanjusa-ñãkà) |
Сарипутта |
|
Висуддхимагга |
Параматтхаманджуса (Paramatthamanjusa) |
Дхаммапала |
Нетти |
Нетти-аттхакатха |
Неттитика (Nettitika) |
н/д |
|
Нетти
|
Неттивибхавини (Nettivibhavini) |
16 в., вар.
имени: Саддхаммапала, Самантапала или Самбандхапала |
Абхидхамма-питака |
Аттхасалини |
Дхаммасангани-мула-тика (Dhammasangani-mula-ñãkà) |
Ананда |
Абхидхамма-питака |
Саммохавинодани |
Вибханга-мула-тика (Vibhanga-mula-ñãkà) |
Ананда |
Абхидхамма-питака |
Панчаппакарана |
Панчаппакарана-мула-тика (Pancappakarana-mula-ñãkà) |
Ананда |
Аттхасалини |
Дхаммасангани-мула-тика |
Дхаммасангани-ану-тика (Dhammasangani-anu-ñãkà) |
н/д |
Саммохавинодани |
Вибханга-мула-тика |
Вибханга-ану-тика (Vibhanga-anu-ñãkà) |
н/д |
Панчаппакарана |
Панчаппакарана-мула-тика |
Панчаппакарана-ану-тика (Pancappakarana-anu-ñãkà) |
н/д |
|
Паритта |
Сараттхасамуччая
(Saratthasamuccaya) |
н/д |
Помимо упомянутых тик,
обычно признаваемых «каноническими», существует множество других писаний
подобного рода, как «канонических», так и «неканонических» например:
-
Винаяланкара-тика (Vinayalankara
Tika)
-
Кхудда-сиккха (Khudda
sikkha), Мута-сиккха (Muta sikka),
и их тики
-
Виная-виниччхая-тика (Vinaya
vinicchaya Tika)
-
Абхидхамма-ватара-тика (Abhidhamma
vatara Tika)
-
Манисараманджуса-тика (Manisaramanjusa
Tika)
-
Тика-кьо (Tika-kyaw)
-
Субодхаланкара-тика (Subodhalankara
Tika)
-
Рупасиддхи-тика (Rupasiddhi Tika)
-
Абхидханаппадипика-тика (Abhidhanappadipika
Tika)
-
Намаккара-тика (Namakkara Tika),
а также многие другие
тексты.
Большое число тик
опубликовано, в частности, бирманским издательством
Union Buddha Sasana Council Press, однако найти сочинения этого
рода в переводах на западные языки пока весьма проблематично. |