Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Дополнительные комментарии (тика)

В ходе роста корпуса буддийских текстов и появления и развития комментаторской литературы со временем сформировалась заметная группа текстов, называемых «тика». Тика (ñãkà) – это специфические тексты, обычно понимаемые как субкомментарии к Типитаке, то есть комментарии к комментариям. Кроме того, слово «тика» может употребляться в качестве обозначения комментария к любому другому (т.е. не обязательно входящему в Канон) тексту, такому как, например, Махавамса. Их назначение то же, что и у основных комментариев – это развитие традиционного подхода к интерпретации канонических текстов и прояснение сложных моментов Учения.

Тики появлялись в разное время на протяжении второго тысячелетия н.э., и составлялись вплоть до самого недавнего времени. Некоторые были составлены на пали, часть была написана на местных языках.

Текстов тика известно весьма значительное количество; все они различаются между собой своей значимостью и «каноничностью». Так, часть из них включена в канонические издания текстов и признаны «официальными» дополнениями к собраниям Типитаки и аттхакатх. Другие тики в том или ином издании могут считаться «полу-каноническими» (т.е. формально каноническими, но не включенными в сопутствующий Типитаке свод текстов), или неканоническими (вторичными или апокрифическими).

На протяжении времени одни тексты были напечатаны и опубликованы, другие сохранились в виде манускриптов, третьи были утрачены. Некоторые из этих текстов (как правило, выдержки из них) переведены на западные языки и опубликованы.

Некоторые известные тексты разряда «тика» приведены в таблице.

 

Канонический текст

Аттхакатха или неканонический текст

Тика (субкомментарий)

Автор тики

Виная-питака

Самантапасадика

Самантапасадика-тика или Ваджрабуддхи-тика

Ваджрабуддхи

Виная-питака

Самантапасадика

Сараттхадипани (Saratthadipani)

Сарипутта, 12 в.

Виная-питака

Самантапасадика

Вимативинодани (Vimativinodani)

Кассапа, 13 в.

Виная-питака

Самантапасадика

Винаясангаха (Vinayasangaha)

Сарипутта, 12 в.

 

Патимоккха

Канкхавитарани (Kaïkhàvitaraõã)

Буддхагхоша

Патимоккха

Канкхавитарани

Канкхавитарани-пурана (Kaïkhàvitaraõã-purana)

н/д

Патимоккха

Канкхавитарани

Канкхавитарани-абхинава-тика  (Kaïkhàvitaraõã-abhinava-ñãkà)

н/д

Дигха-никая

Сумангалавиласини

Дигханикая-тика (Dighanikaya-ñãkà)

Дхаммапала

Дигха-никая (первая вагга)

Сумангалавиласини

Висуддхавиласини или Висуддхаджанавиласини (Visuddhavilasini,  Visuddhajanavilasini), также Силакхандхавагга-абхинава-тика (Silakkhandhavagga-abhinava-ñãkà)

Нанабхивамса, ок.1800

Маджжхима-никая

Папанчасудани

Маджжхиманикая-тика (Majjhimanikaya-ñãkà)

Дхаммапала

Самьютта-никая

Сараттхаппакасини

Самьюттаникая-тика (Samyuttanikaya-ñãkà)

Дхаммапала

Ангуттара-никая

Маноратхапурани

Сараттхаманджуса-тика (Saratthamanjusa-ñãkà)

Сарипутта

 

Висуддхимагга

Параматтхаманджуса (Paramatthamanjusa)

Дхаммапала

Нетти

Нетти-аттхакатха

Неттитика (Nettitika)

н/д

 

Нетти

Неттивибхавини (Nettivibhavini)

16 в., вар. имени: Саддхаммапала, Самантапала или Самбандхапала

Абхидхамма-питака

Аттхасалини

Дхаммасангани-мула-тика (Dhammasangani-mula-ñãkà)

Ананда

Абхидхамма-питака

Саммохавинодани

Вибханга-мула-тика (Vibhanga-mula-ñãkà)

Ананда

Абхидхамма-питака

Панчаппакарана

Панчаппакарана-мула-тика (Pancappakarana-mula-ñãkà)

Ананда

Аттхасалини

Дхаммасангани-мула-тика

Дхаммасангани-ану-тика (Dhammasangani-anu-ñãkà)

н/д

Саммохавинодани

Вибханга-мула-тика

Вибханга-ану-тика (Vibhanga-anu-ñãkà)

 н/д

Панчаппакарана

Панчаппакарана-мула-тика

Панчаппакарана-ану-тика (Pancappakarana-anu-ñãkà)

 н/д

 

Паритта

Сараттхасамуччая

(Saratthasamuccaya)

 н/д

 

Помимо упомянутых тик, обычно признаваемых «каноническими», существует множество других писаний подобного рода, как «канонических», так и «неканонических» например:

  • Винаяланкара-тика (Vinayalankara Tika)

  • Кхудда-сиккха (Khudda sikkha), Мута-сиккха (Muta sikka), и их тики

  • Виная-виниччхая-тика (Vinaya vinicchaya Tika)

  • Абхидхамма-ватара-тика (Abhidhamma vatara Tika)

  • Манисараманджуса-тика (Manisaramanjusa Tika)

  • Тика-кьо (Tika-kyaw)

  • Субодхаланкара-тика (Subodhalankara Tika)

  • Рупасиддхи-тика (Rupasiddhi Tika)

  • Абхидханаппадипика-тика (Abhidhanappadipika Tika)

  • Намаккара-тика (Namakkara Tika),

а также многие другие тексты.

Большое число тик опубликовано, в частности, бирманским издательством Union Buddha Sasana Council Press, однако найти сочинения этого рода в переводах на западные языки пока весьма проблематично.