Enlightened Mind
Сайт, посвященный Дхарме |
||
Самьютта-никая |
||
Самьютта-никая (пали самьютта – «группа», «сборник» + никая – «поучение», «поучения, объединенные в группы», или «Корпус связанных наставлений») – третий раздел Сутта-питаки, состоящий в целом из нескольких тысяч небольших сутт. Этот раздел, также как и предыдущие, включается практически каждой школой буддизма в канонические своды литературы, хотя и со своими особенностями и в разном объеме. Так, сохранившаяся в китайском переводе Самьюктагама (санскритский аналог Палийского названия) содержит только 1300 сутт; В Типитаке же их значительно больше. Относительно общего числа текстов Самьютта-никаи нет общего мнения и четко зафиксированного количества. Число сутт может значительно варьироваться в разных изданиях. Это обусловлено, в первую очередь, характером самих текстов – значительное их число построено таким образом, что в них используется большое количество повторов, сокращений, обобщений – если можно так их назвать, элементов цикличности текстов. Составляющие эти циклы фрагменты могут пересчитываться совершенно разнообразно, давая значительные расхождения в общем числе сутт этой никаи. Так, обычно называют, что в палийской Типитаке сутт насчитывается 2889, однако это верно лишь отчасти – именно такое число сутт приводится в издании Палийского Канона, подготовленного Pali Text Society. В другом варианте число сутт составляет 2904, при учете комментариев – уже 7762. Руперт Гетин в своем исследовании называет число сутт сингальской и бирманской версий соответственно 2854 и 7656. По самостоятельному пересчету, проведенному Гетиным, было получено число 6696. Относительно тайской версии также утверждается, что число сутт остается неясным. В других источниках для бирманской версии упоминается число 7662. Что касается структуры Самьютта-никаи, здесь картина гораздо более ясная. Как следует из названия третьей никаи, составляющие ее сутты объединены в группы. Таких групп (самьютт) насчитывается 56, и они разбиты по пяти разделам (ваггах). Помимо этого, самьютты, в свою очередь, делятся на меньшие главы (называемые также вагги), количество которых различно для каждой самьютты. Меньшие вагги состоят из того или иного количества сутт. Состав и порядок следования больших вагг, самьютт и меньших вагг может незначительно отличаться: так, например, порядок сутт в издании Pali Text Society, а также бирманской Типитаке не совпадает с таковым в сингальской и тайской версиях. Как отмечалось выше, в китайском каноне есть аналогичный свод – Самьюктагама – на китайском языке называющийся «собранием смешанных текстов». Это название, а также структура этой никаи, равно как и характер входящих в нее текстов, по мнению автора, позволяют считать ее более поздним собранием текстов, нежели две первые никаи, или предположить значительное число изменений и добавлений в относительно поздний период. С содержательной точки зрения, характер текстов разнороден. Значительное число текстов является повторами из других мест Типитаки: например, сутта SN XXXVI.19 практически идентична сутте MN 59, входящей в Маджжхима-никаю; первая вага Самьютта-никаи содержит ряд текстов, встречающихся также в Кхуддака-никае, последней части Сутта-питаки. Каждая из самьютт и вагг посвящена своей теме, с различными повествователями (таковы ученики Будды – Кассапа, Сарипутта и другие). Здесь нет недостатка в попытках подчинения Будде брахманистского пантеона: сам ведийский Индра (Сакка) неоднократно выступает в качестве его скромного почитателя. К темам Самъютта-никаи, получившим художественное воплощение, относятся баллады, посвященные Маре (демон-искуситель в буддизме) и монахиням. Сутта 11 самьютты 56 – знаменитая первая проповедь Будды в Оленьем парке Бенареса, называемая Дхаммачаккаппаваттана-сутта (Наставление о повороте колеса дхармы), где излагаются четыре «благородные истины» о всеобщности страдания (дуккха), наличия у него причины, его прекращении и пути, ведущем к его прекращению. В этой же никае излагается учение о взаимозависимом происхождении состояний существования индивида в сансаре (формула патиччасамуппада). Также в Самьютта-никаю входит Упаниса-сутта, повествующая о двух типах обусловленности. При ссылках на сутты Самьютта-никаи в западной литературе используется определенная система обозначений и нумерации сутт. Сама самьютта обозначается буквами S или SN; указываемая далее последовательность цифр указывает на положение сутты в никае. Традиционным является обозначение, предложенное Pali Text Society (PTS) в своих разработках. Там указываемый индекс состоит из двух групп цифр: первая группа (римские, реже – арабские цифры) обозначает порядковый номер самьютты в никае, вторая группа цифр (арабские) означает порядковый номер сутты в самьютте. Например, SN LVI.11 – обозначение знаменитой Дхаммачаккаппаваттана-сутты, являющейся одиннадцатой по счету в 56 самьютте. Следует отметить, что на данный способ индексации не влияет принадлежность сутты к той или иной большой или малой вагге. Реже можно встретить другой вариант нумерации, где после буквенного кода следуют три группы цифр. В данном случае первая группа – номер самьютты, вторая – номер вагги в самьютте, последняя – номер сутты в вагге. Так, например, Вандана-сутта (индекс согласно первому способу – SN XI.17) в соответствии со вторым методом индексации имеет обозначение SN 11.2.7, что означает седьмую сутту второй вагги одиннадцатой самьютты.
Структура Самьютта-никаи
Самьютта-никая разделяется на следующие разделы – вагги: 1. Сагатха-вагга (Sagatha-vagga) (самьютты I-XI) – собрание сутт, содержащих стихи (пали, сагатха), в многом общие с другими частями Канона, например, текстами Кхуддака-никаи: Тхерагатха, Тхеригатха, Сутта-нипата, Дхаммапада, Джатака. 2. Нидана-вагга (Nidana-vagga) (самьютты XII-XXI) – собрание сутт, рассматривающих, в основном, вопросы причинности (пали, нидана). 3. Кхандха-вагга (Khandha-vagga) (самьютты XXII-XXXIV) – сутты, посвященные вопросам пяти скандх (пали, кханда). 4. Салаятана-вагга (Salayatana-vagga) (самьютты XXXV-XLIX) – сутты, посвященные шести основаниям чувств (пали, салаятана). 5. Маха-вагга (Maha-vagga) (самьютты XLV-LXI) – наибольшая (пали маха, «великая», «большая») вагга, затрагивающая разнообразные вопросы буддийской теории и практики. |
||
|