Enlightened Mind
Сайт, посвященный Дхарме |
||
Дигха-никая |
||
Дигха-никая (пали dīghanikāya, дигха – «длинный» + никая – «поучение», «Собрание длинных поучений», «Корпус длинных наставлений») – первый раздел Сутта-питаки, состоящий из 34 объемных сутт в тхеравадинской версии канона. Этот раздел – собрание одних из самых старейших текстов; их происхождение может быть прослежено практически до самых ранних времен буддизма. Раздел Дигха-никаи присутствует практически в каждом варианте канонических собраний текстов разных школ (в санскритском варианте свод называется Диргхагама). Однако, состав Дигха-никаи у разных школ может быть различным. Так, Дигха-никая школы дхармагуптака, сохранившаяся в китайском переводе, насчитывает только 30 текстов. С содержательной точки зрения сутты этого собрания являются значительными по объему повествованиями (каждая из сутт вполне может составить самостоятельную книгу в несколько десятков страниц в современном издании), открывающимися неизменной фразой «Так я слышал», подразумевающей, что последующее повествование описывает происходившее с самим Буддой, при его участии, или является его прямым наставлением. Эта никая включает ряд известных и важных буддийских текстов. К ним относятся, в первую очередь, Брахмаджала-сутта («Наставление о сети Брахмы»), излагающая 10 мировоззренческих предметов в 62 «позициях» анонимных философских кружков «шраманов и брахманов» – как «догматиков», так и «скептиков». В Саманняпхала-сутте («Трактат о плодах созеpцательной жизни») представлены основные фрагменты, выражающие философское кредо шести наиболее популярных учителей шраманского периода – материалиста Аджита Кесакамбалы, адживиков Пурана Кассапы, Пакудха Каччаяны и знаменитого Маккхали Госалы, скептика-«скользкого угря» Санджаи Белаттхипутты и основателя джайнизма, фигурирующего под именем Нигантхи Натапутты. В Амбаттха-сутте («Наставление об Амбаттхе») Будда предстает критиком варновой системы, в первую очередь претензий брахманов на «природную» исключительность. В Тевиджджа-сутте («Наставление о знании Трех Вед») критике подвергаются уже ритуализм и претензии брахманов на познание Брахмана как первоначала мира. В Паяси-сутте («Наставление о Паяси») буддийский монах Кумара Кассапа вступает в полемику с аристократом-материалистом Паяси (возможно, судя по аналогии с текстами джайнского канона, отражение образа царя Кошалы Прасенаджита), пытавшимся доказать отсутствие у человека души. В знаменитой Махапариниббана-сутте («Трактат об уходе в великую окончательную нирвану», описывающая последние дни жизни Будды) – самой длинной сутте Палийского Канона – описываются последние часы пребывания основателя буддизма на земле, его завещание монахам («Все составленное разрушается – будьте светильниками самим себе!»), а также чудеса, которые, как считают буддисты, сопровождали его кончину. В Махасамая-сутте («Наставление о великом собрании божеств») Будда, собрав однажды на лесной поляне у себя на родине, в Капилавасту, пятьсот монахов, обнаруживает, что туда же сошлись божества десяти мировых систем, чтобы почтить его и тех, кто с ним. Это смогли обнаружить и четверо «тонко видящих» богов суддхавасов, каждый из которых, придя туда, произносит краткий гимн в честь Будды, которому поклоняются все небожители. Построение нового пантеона из материалов традиционного, брахманистского, и возвышение Будды над людьми и богами (которое ведет к его обожествлению) является устойчивым мотивом как Дигха-никаи, так и других собраний текстов Сутта-питаки. Хорошо известна также Махасатипаттхана-сутта («Большой тpактат об основах осознанности»). Структурно Дигха-никая разделяется на три следующих раздела:
Нумерация сутт Дигха-никаи сквозная для всех трех вагг; принятое в западной литературе обозначение состоит из букв D. или DN, обозначающих принадлежность сутты к Дигха-никае, и группы цифр, обозначающих порядковый номер сутты в никае, например, обозначение DN 14 Махападана-сутты подразумевает, что перед нами – четырнадцатая сутта Дигха-никаи.
Оглавление Дигха-никаи (для корректного отображения необходимо использовать шрифт Times CSX+. Источник: Mettanet - Lanka):
1. Силаккханда-вагга (Sãlakkhandha Vagga)
DN 1. Брахмаджала-сутта (Brahmajàla Sutta) DN 2. Саманняпхала-сутта (Sàma¤¤aphala Sutta) DN 3. Амбаттха-сутта (Ambaññha Sutta) DN 4. Сонаданда-сутта (Soõadaõóa Sutta) DN 5. Кутаданта-сутта (Kåñadanta Sutta) DN 6. Махали-сутта (Mahàli Sutta) DN 7. Джалия-сутта (Jàliya Sutta) DN 8. Махасиханада-сутта (Mahàsãhanàda Sutta), также Кассапа-сиханада-сутта (Kassapa-sãhanàda Sutta) или просто Сиханада-сутта (Sãhanàda Sutta) DN 9. Поттхапада-сутта (Poññhapàda Sutta) DN 10. Субха-сутта (Subha Sutta) DN 11. Кеватта-сутта (Kevañña Sutta), также Кеваддха-сутта (Kevaóóha Sutta) DN 12. Лохичча-сутта (Lohicca Sutta) DN 13. Тевиджжа-сутта (Tevijja Sutta)
2. Маха-вагга (Mahà Vagga)
DN 14. Махападана-сутта (Mahàpadàna Sutta) DN 15. Маханидана-сутта (Mahànidàna Sutta) DN 16. Махапариниббана-сутта (Mahàparinibbàna Sutta) DN 17. Махасудассана-сутта (Mahàsudassana Sutta) DN 18. Джанавасабха-сутта (Janavasabha Sutta) DN 19. Махаговинда-сутта (Mahàgovinda Sutta) DN 20. Махасамая-сутта (Mahàsamaya Sutta) DN 21. Саккапаньха-сутта (Sakkapa¤ha Sutta) DN 22. Махасатипаттхана-сутта (Mahàsatipaññhàna Sutta) DN 23. Паяси-сутта (Pàyàsi Sutta), также Паяси-раджаньня-сутта (Pàyàsi-ràja¤¤a Sutta)
3. Патхика-вагга (Pàthika Vagga)
DN 24. Патхика-сутта (Pàthika Sutta), также Патика-сутта (Pàñika Sutta) DN 25. Удумбарика-сутта (Udumbarika Sutta), также Удумбарика-сиханада-сутта (Udumbarika-sãhanàda Sutta) DN 26. Чаккаватти-сутта (Cakkavatti Sutta), также Чаккаватти-сиханада-сутта (Cakkavatti-sãhanàda Sutta) DN 27. Агганьня-сутта (Agga¤¤a Sutta) DN 28. Сампасадания-сутта (Sampasàdanãya Sutta) DN 29. Пасадика-сутта (Pàsàdika Sutta) DN 30. Лаккхана-сутта (Lakkhaõa Sutta) DN 31. Сингала-сутта (Siïgàla Sutta), также Сингаловада-сутта (Siïgàlovàda Sutta), Сингалака-сутта (Siïgàlaka Sutta), Сигала-сутта (Sigàla Sutta), Сигаловада-сутта (Sigàlovàda Sutta) DN 32. Атанатия-сутта (âñànàñiya Sutta) DN 33. Сангити-сутта (Saïgãti Sutta) DN 34. Дасуттара-сутта (Dasuttara Sutta) |
||
|