Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Дигха-никая

Дигха-никая (пали dīghanikāya, дигха – «длинный» + никая – «поучение», «Собрание длинных поучений», «Корпус длинных наставлений») – первый раздел Сутта-питаки, состоящий из 34 объемных сутт в тхеравадинской версии канона.

Этот раздел – собрание одних из самых старейших текстов; их происхождение может быть прослежено практически до самых ранних времен буддизма. Раздел Дигха-никаи присутствует практически в каждом варианте канонических собраний текстов разных школ (в санскритском варианте свод называется Диргхагама). Однако, состав Дигха-никаи у разных школ может быть различным. Так, Дигха-никая школы дхармагуптака, сохранившаяся в китайском переводе, насчитывает только 30 текстов.

С содержательной точки зрения сутты этого собрания являются значительными по объему повествованиями (каждая из сутт вполне может составить самостоятельную книгу в несколько десятков страниц в современном издании), открывающимися неизменной фразой «Так я слышал», подразумевающей, что последующее повествование описывает происходившее с самим Буддой, при его участии, или является его прямым наставлением.

Эта никая включает ряд известных и важных буддийских текстов. К ним относятся, в первую очередь, Брахмаджала-сутта («Наставление о сети Брахмы»), излагающая 10 мировоззренческих предметов в 62 «позициях» анонимных философских кружков «шраманов и брахманов» – как «догматиков», так и «скептиков». В Саманняпхала-сутте («Трактат о плодах созеpцательной жизни») представлены основные фрагменты, выражающие философское кредо шести наиболее популярных учителей шраманского периода – материалиста Аджита Кесакамбалы, адживиков Пурана Кассапы, Пакудха Каччаяны и знаменитого Маккхали Госалы, скептика-«скользкого угря» Санджаи Белаттхипутты и основателя джайнизма, фигурирующего под именем Нигантхи Натапутты. В Амбаттха-сутте («Наставление об Амбаттхе») Будда предстает критиком варновой системы, в первую очередь претензий брахманов на «природную» исключительность. В Тевиджджа-сутте («Наставление о знании Трех Вед») критике подвергаются уже ритуализм и претензии брахманов на познание Брахмана как первоначала мира. В Паяси-сутте («Наставление о Паяси») буддийский монах Кумара Кассапа вступает в полемику с аристократом-материалистом Паяси (возможно, судя по аналогии с текстами джайнского канона, отражение образа царя Кошалы Прасенаджита), пытавшимся доказать отсутствие у человека души. В знаменитой Махапариниббана-сутте («Трактат об уходе в великую окончательную нирвану», описывающая последние дни жизни Будды) – самой длинной сутте Палийского Канона – описываются последние часы пребывания основателя буддизма на земле, его завещание монахам («Все составленное разрушается – будьте светильниками самим себе!»), а также чудеса, которые, как считают буддисты, сопровождали его кончину. В Махасамая-сутте («Наставление о великом собрании божеств») Будда, собрав однажды на лесной поляне у себя на родине, в Капилавасту, пятьсот монахов, обнаруживает, что туда же сошлись божества десяти мировых систем, чтобы почтить его и тех, кто с ним. Это смогли обнаружить и четверо «тонко видящих» богов суддхавасов, каждый из которых, придя туда, произносит краткий гимн в честь Будды, которому поклоняются все небожители. Построение нового пантеона из материалов традиционного, брахманистского, и возвышение Будды над людьми и богами (которое ведет к его обожествлению) является устойчивым мотивом как Дигха-никаи, так и других собраний текстов Сутта-питаки. Хорошо известна также Махасатипаттхана-сутта («Большой тpактат об основах осознанности»).

Структурно Дигха-никая разделяется на три следующих раздела:

 

  1. Силаккханда-вагга – «Раздел о нравственности» (13 сутт);

  2. Маха-вагга – «Большой раздел» (10 сутт);

  3. Патика-вагга – «Раздел «патика» (11сутт).

 

Нумерация сутт Дигха-никаи сквозная для всех трех вагг; принятое в западной литературе обозначение состоит из букв D. или DN, обозначающих принадлежность сутты к Дигха-никае, и группы цифр, обозначающих порядковый номер сутты в никае, например, обозначение DN 14 Махападана-сутты подразумевает, что перед нами – четырнадцатая сутта Дигха-никаи.

 

Оглавление Дигха-никаи (для корректного отображения необходимо использовать шрифт Times CSX+. Источник: Mettanet - Lanka):

 

1.     Силаккханда-вагга (lakkhandha Vagga)

 

DN 1.     Брахмаджала-сутта (Brahmajàla Sutta)

DN 2.     Саманняпхала-сутта (Sàma¤¤aphala Sutta)

DN 3.     Амбаттха-сутта (Ambaññha Sutta)

DN 4.     Сонаданда-сутта (Soõadaõóa Sutta)

DN 5.     Кутаданта-сутта (Kåñadanta Sutta)

DN 6.     Махали-сутта (Mahàli Sutta)

DN 7.     Джалия-сутта (Jàliya Sutta)

DN 8.     Махасиханада-сутта (Mahàsãhanàda Sutta), также Кассапа-сиханада-сутта (Kassapa-sãhanàda Sutta) или просто Сиханада-сутта (Sãhanàda Sutta)

DN 9.     Поттхапада-сутта (Poññhapàda Sutta)

DN 10.     Субха-сутта (Subha Sutta)

DN 11.     Кеватта-сутта (Kevañña Sutta), также Кеваддха-сутта (Kevaóóha Sutta)

DN 12.     Лохичча-сутта (Lohicca Sutta)

DN 13.     Тевиджжа-сутта (Tevijja Sutta)

 

2.     Маха-вагга (Mahà Vagga)

 

DN 14.     Махападана-сутта (Mahàpadàna Sutta)

DN 15.     Маханидана-сутта (Mahànidàna Sutta)

DN 16.     Махапариниббана-сутта (Mahàparinibbàna Sutta)

DN 17.     Махасудассана-сутта (Mahàsudassana Sutta)

DN 18.     Джанавасабха-сутта (Janavasabha Sutta)

DN 19.     Махаговинда-сутта (Mahàgovinda Sutta)

DN 20.     Махасамая-сутта (Mahàsamaya Sutta)

DN 21.     Саккапаньха-сутта (Sakkapa¤ha Sutta)

DN 22.     Махасатипаттхана-сутта (Mahàsatipaññhàna Sutta)

DN 23.     Паяси-сутта (Pàyàsi Sutta), также Паяси-раджаньня-сутта (Pàyàsi-ràja¤¤a Sutta)

 

3.     Патхика-вагга (thika Vagga)

 

DN 24.     Патхика-сутта (thika Sutta), также Патика-сутта (ñika Sutta)

DN 25.     Удумбарика-сутта (Udumbarika Sutta), также Удумбарика-сиханада-сутта (Udumbarika-sãhanàda Sutta)

DN 26.     Чаккаватти-сутта (Cakkavatti Sutta), также Чаккаватти-сиханада-сутта (Cakkavatti-sãhanàda Sutta)

DN 27.     Агганьня-сутта (Agga¤¤a Sutta)

DN 28.     Сампасадания-сутта (Sampasàdanãya Sutta)

DN 29.     Пасадика-сутта (Pàsàdika Sutta)

DN 30.     Лаккхана-сутта (Lakkhaõa Sutta)

DN 31.     Сингала-сутта (Siïgàla Sutta), также Сингаловада-сутта (Siïgàlovàda Sutta), Сингалака-сутта (Siïgàlaka Sutta), Сигала-сутта (Sigàla Sutta), Сигаловада-сутта (Sigàlovàda Sutta)

DN 32.     Атанатия-сутта (âñànàñiya Sutta)

DN 33.     Сангити-сутта (Saïgãti Sutta)

DN 34.     Дасуттара-сутта (Dasuttara Sutta)

 
 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100