Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Основные комментарии (аттхакатха)

В тхеравадинской традиции существует значительное число комментариев к текстам Типитаки, дающих традиционное толкование тем или иным текстам Канона. Первые подобные разъяснительные сочинения появились примерно в то же время, когда был записан и сам Канон, т.е. в конце 1 в. до н.э., и продолжали появляться и в более поздние времена. Основные комментарии, существующие ныне, основаны, как правило, на древних, ныне утраченных текстах, написанных некогда на старосингальском языке. Иногда содержащееся в комментарии можно обнаружить в каноническом тексте канона другой школы буддизма, что дает основание предполагать некий общий источник в прошлом.

Эти комментарии к каноническим собраниям имеют традиционное название аттхакатха (Atthakatha), что на пали означает «объяснение», «комментарий». Аттхакатхи составлялись известными буддийскими учеными прошлых времен, среди которых особенно выделяются Буддхагхоша и Дхаммапала. Практически каждый раздел Типитаки получил свой комментарий, составленный тем или иным прославленным последователем Будды.

Начиная с 4 в. н.э. начали составляться своды комментариев; составляются они поныне. Как и в случае с самой Типитакой, состав различных сводов порой сильно разнится. В настоящее время существует несколько изданий собраний аттхакатх. Так, например, известны тайское, бирманское и сингальское собрания, изданные во второй половине XX в.

Традиционный состав комментариев указан ниже в сводной таблице:

 

Раздел Типитаки

Аттхакатха (комментарий)

Автор

Виная-питака

Самантапасадика

(Samantapàsàdikà)

Буддхагхоша

Патимоккха

Канкхавитарани

(Kaïkhàvitaraõã)

Буддхагхоша

Сутта-питака

 

 

Дигха-никая

Сумангалавиласини

(Sumaõgalavilàsinã)

Буддхагхоша

Маджжхима-никая

Папанчасудани

(Papa¤casådanã)

Буддхагхоша

Самьютта-никая

Сараттхаппакасини

(Sàratthappakàsinã)

Буддхагхоша

Ангуттара-никая

Маноратхапурани

(Manorathapåraõã)

Буддхагхоша

Кхуддака-никая:

 

 

Кхуддакапатха

Параматтхаджотика I

(Paramatthajotikà) (I)

Буддхагхоша

Дхаммапада

Дхаммапада-аттхакатха

(Dhammapada-aññhakathà)

Буддхагхоша

Удана

Параматтхадипани I

(Paramatthadãpanã) (I)

Дхаммапала

Итивуттака

Параматтхадипани II

(Paramatthadãpanã) (II)

Дхаммапала

Сутта-Нипата

Параматтхаджотика II

(Paramatthajotikà) (II)

Сутта-Нипата-аттхакатха

(Suttanipata-aññhakathà)

Буддхагхоша

Виманаваттху

Параматтхадипани III

(Paramatthadãpanã) (III)

Дхаммапала

Петаваттху

Параматтхадипани IV

(Paramatthadãpanã) (IV)

Дхаммапала

Тхерагатха

Параматтхадипани V

(Paramatthadãpanã) (V)

Дхаммапала

Тхеригатха

Параматтхадипани VI

(Paramatthadãpanã) (VI)

Дхаммапала

Джатака

Джатака-аттхакатха

(Jàtaka-aññhakathà), или

Джатакаттхаваннана

(Jàtakaññhavannana)

Буддхагхоша

Ниддеса

Саддхаммападжжотика

(Saddhammapajjotikà)

Упасена

Патисамбхидамагга

Саддхаммаппакасини

(Saddhammappakàsinã)

Маханама

Ападана

Висуддхаджанавиласини

(Visuddhajanavilàsinã)

Автор неизвестен

Буддхавамса

Мадхураттхавиласини

(Madhuratthavilàsinã)

Буддхадатта

Чарияпитака

Параматтхадипани VII

(Paramatthadãpanã) (VII)

Дхаммапала

Абхидхамма-питака

 

 

Дхаммасангани

Аттхасалини

(Atthasàlinã)

Буддхагхоша

Вибханга

Саммохавинодани,  (Sammohavinodanã)

Буддхагхоша

Дхатукатха

Панчаппакарана-аттхакатха,

(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà)

Буддхагхоша

Пуггалапаннятти

Панчаппакарана-аттхакатха,

(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà)

Буддхагхоша

Катхаваттху

Панчаппакарана-аттхакатха,

(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà)

Буддхагхоша

Ямака

Панчаппакарана-аттхакатха,

(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà)

Буддхагхоша

Тикапаттхана

(Паттхана I)

Панчаппакарана-аттхакатха,

(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà)

Буддхагхоша

Дукапаттхана

(Паттхана II)

Панчаппакарана-аттхакатха,

(Pa¤cappakaraõa-aññhakathà)

Буддхагхоша

 

Указанные выше в списке комментарии – а это их минимальный набор – ныне можно найти в любом издании комментариев к Типитаке, например, в тайском (1992). В ряд изданий включаются также дополнительные тексты; это свойственно, в частности, для бирманского и сингальского изданий, где сама Типитака также включает в себя дополнительные тексты.

Из дополнительных книг Кхуддаки, присутствующих в тайском и бирманском изданиях Типитаки – Нетти, или Неттиппакарана, Петакопадеса и Милиндапаньха, – только Нетти имеет свою аттхакатху.

Касательно различных изданий аттхакатх заметим, что разные версии сборников могут отличаться составом текстов. Так, например, в сингальском (Simon Hewavitarne Bequest ed.) и бирманском (Chatthasangayana ed.) изданиях дополнительно включаются следующие сочинения:

 

Основной текст

Аттхакатха (комментарий)

Автор

 

Висуддхимагга

(Visuddhimagga)

Буддхагхоша

Патимоккха

 

Канкхавитарани

(Kaïkhàvitaraõã)

Буддхагхоша

Нетти, или

Неттиппакарана

Нетти-аттхакатха

(Netti-aññhakathà)

Дхаммапала

Самантапасадика

Винаясангаха

(Vinayasangaha)

Сарипутта

 

Кроме того, в сингальское издание включается также

 

Основной текст

Аттхакатха (комментарий)

Автор

Паритта

 

Сараттхасамуччая

(Saratthasamuccaya)

 

 

Об этих книгах мы также упомянем в дальнейшем.