Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Третий раздел Типитаки - Абхидхамма

Абхидхамма-питака (также просто Абхидхамма, пали абхи – «высший» + дхамма «учение», «высшее учение», санскр. Абхидхарма[-питака], значение то же; букв. «Корзина высших, или дальнейших наставлений», Abhidhamma [Pitaka], Abhidharma) – третий и последний раздел Типитаки, является собранием текстов, содержащих философски систематизированные учения Будды, включая детальный анализ буддийской психологии.

Буквальный перевод слова «Абхидхамма» неясен. Обычно приводятся два варианта: 1) абхи- «высший» или «специальный» + дхамма «учение», «философия», что дает значение «высшего, особого, окончательного учения», или 2) абхи- «о», «касательно» + дхамма «учение», что уже может пониматься как «пояснение, толкование учения», или «мета-учение». Обычно, однако, предполагают первый вариант верным; этой точки зрения придерживаются сами буддисты.

Необходимо также сделать замечание, что само слово «абхидхамма» используется в нескольких значениях, и первое его значение – собственно, «высшее учение», а уже затем – название собрания книг, собержащих именно это учение. Итак, абхидхамма – буддийское учение, систематично и абстрактно описывающее мироустройство и явления природы, буддийская метафизика (так традиционно переводится название учения); абхидхамму можно считать буддийской мировоззренческой философией и психологией. В философии Абхидхаммы пpивычная психофизическая вселенная (наш миp "деpевьев" и "гоp", "я" и "ты") сводится к сложной, но понятной сети безличных явлений, возникающих и исчезающих в невеpоятно быстpом темпе в каждый момент, в соответствии с четко опpеделенными законами пpиpоды.

К кругу учений абхидхаммы относится определённая категория буддийских источников, содержащихся, в том числе, в Абхидхамма-питаке. В Абхидхамме более излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутт. Будучи связанной с анализом явлений, Абхидхамма составлена из различных аналитических наставлений, таких как «37 Бодхипакшика-дхарм» (37 Bodhipaksika-dharmas), или «37 факторов, ведущих к Пробуждению», и фактически представляет собой сборник философских трактатов, содержащих фундаментальную и методичную систематизацию учения Будды и предлагающих как глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы, так и систематичное абстрактное описание всех явлений, имеющих местов мире. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ Учения, рассмотрению их в контексте исследования природы разума и материи. В Абхидхамме «учительный» материал Сутта-питаки и доктринальный материал другого происхождения систематизируется по нумерологическим группам тематических единиц (cp. принцип организации Ангуттара-никаи) – отдельные составляющие буддийского учения классифицируются и определяются (нередко через цепочки синонимов). Абхидхамма-питака имеет заслуженную pепутацию как сложная для понимания, но все же для некотоpых людей такие описания внутpеннего устpойства ума оказываются полезными в медитативной пpактике. В частности, совpеменный биpманский подход к пpеподаванию и пpактике медитации Сатипаттхана во многом опиpается на интеpпpетацию медитативного опыта в Абхидхамме.

Кроме системной аналитики понятий в классическом буддизме, тексты Абхидхамма-питаки являются источниками для изучения различных течений и школ классического буддизма, начиная уже, по крайней мере, с периода проведения Третьего буддийского собора, созванного Ашокой в Паталипутре в 3 в. до н.э., и образования 18 раннебуддийских школ (особенно полезна в этом качестве книга Катхаваттху, входящая в Абхидхамму).

Третья корзина Типитаки является сравнительно поздним собранием текстов. Согласно одной из традиционных тхеравадинских версий, Абхидхамма была изложена Буддой на четвеpтой неделе после его Пpосветления и впоследствии была прочитана и закреплена на Первом буддийском соборе, однако достовеpность этого заявления находится под большим вопросом. Абхидхамма является философским обоснованием и толкованием учений, достаточно полно собранных в Сутте и Винае уже в первом столетии буддийской эры. Скорее всего, Абхидхамма начала сформировываться, действительно, вскоре после смерти Будды, однако окончательное оформление приобрела уже после проведения Третьего собора примерно в 250 г. до н.э. при царе Ашоке. Так, одна из книг Абхидхаммы (Каттхаваттху) рассматривает вопросы, которые обсуждались на Третьем соборе. Некоторые ученые называют период написания текстов Абхидхаммы – примерно от 400 до н. э. по 250 до н. э., при этом самым ранним текстом является, видимо, Дхаммасангани, а самым поздним – определенно, Каттхаваттху. Другие полагают, что большая часть Абхидхаммы относится к еще более позднему времени – порядка двух столетий спустя царствования Ашоки, т.е. примерно в 1 в. до н.э. Третьи не называют дат составления Абхидхаммы, однако связывают факт ее появления с возникновением и ростом монастырских центров как дополнительной возможностью для разработки аналитического подхода к Учению, отмечая при этом, что основа Абхидхаммы могла быть заложена в самые ранние времена, а ее классифицирующий подход мог являться отражением мнемотехнических практик, использовавшихся до письменной фиксации Канона для устной передачи Учения.  относится к еще более позднему времени - порядка

Так или иначе, уже в 4-3 вв. до н.э. образовался ряд буддийских школ, которые включали или исключали Абхидхамму из своих версий Канона; так, например, саутрантики ограничивали Канон только Винаей и Суттой. У ряда школ из восемнадцати ранних сект были свои собственные версии Абхидхаммы, которые могли текстуально сильно различаться. Степень авторитетности Абхидхаммы также различалась у разных школ: тхеравадины, ватсипутрии или махищасаки признавали авторитетными все части Типитаки. Другие акцентировали значимость отдельных частей сравнительно с другими: стхавиравадины почитали прежде всего Сутта-питаку, сарвастивадины – Абхидхамма-питаку, апарашайлы и пурвашайлы – только Виная-питаку, гокулики – только Абхидхамма-питаку. И в наше время среди приверженцев тхеравады в разных странах значение Абхидхаммы значительно различается – от минимального в Юго-Восточной Азии до довольно весомого в Шри-Ланке.

Несмотря на то, что Абхидхамма, какой мы ее знаем, – книга, принадлежащая именно тхераваде, аналоги ее присутствуют в собраниях текстов и более поздних школ махаяны и ваджраяны. Более того, важным фактором в самом развитии махаяны является факт, что ряд ранних школ отвергал тезис о том, что дхаммы (т.е. явления, феномены) обладают окончательной реальностью, на чем настаивала тхеравадинская Абхидхамма. Во времена своего формирования махаяна, очевидно, переняла некоторые тексты Абхидхаммы и включила их в махаянские собрания, причем происхождение Абхидхармы (как она именуется на санскрите) впоследствии объяснялось способом, схожим с тхеравадинским: традиция считает, что Абхидхарма не была поздней добавкой, а представляет изначальное учение Будды. Миф говорит, что, вскоре после Пробуждения, Будда провел несколько дней в медитации, во время которой Он изложил Абхидхарму. Впоследствии Будда посетил небесные миры, где преподал Абхидхарму обитавшим там божественным существам, включая его скончавшуюся мать Махамаю . Содержание бесед в небесных мирах было передано Буддой его ученику, монаху Шарипутре (или, на пали, Сарипутте), который после ухода Будды в паринирвану передал Учение далее ученикам. Таким образом, Абхидхарма является чистой и незамутненной формой Учения, чрезмерно сложной, однако, для большинства практикующих во времена Будды. И потому будда использовал метод обучения через изложение сутр и адаптации Учения к возможностям каждого и исходя из особенностей конкретной ситуации, вместо передачи непосредственно Абхидхаммы во всей ее полноте и сложности.

Оставив в стороне миф, можно говорить о том, что в период, охватывающий приблизительно 6-7 веков (примерно с 2-3 вв. до н.э. и по 5 в. н.э.), в Индии возникло некоторое число независимых традиций Абхидхаммы – как тхеравадинских, так и махаянских. Кроме того, в последующие столетия к текстам Абхидхаммы писались ещё комментарии, призванные прояснить аналитические тексты Абхидхаммы и вошедшие в значительный свод постканонической литературы. Из комментариев к тхеравадинской Абхидхамме наиболее известны тексты Висуддхимагга, написанный Буддхагошей, и Абхидхаммаватара Буддхадатты. Махаянские собрания также были значительно расширены засчет пояснительных комментариев, называемых шастрами.

В VII веке китайский паломник Сюаньцзан собрал тексты Абхидхаммы семи различных традиций. Однако до настоящего времени сохранились только версии двух школ – сарваcтивады и тхеравады; в каждой из этих версий по семь книг. Первая из них, Абхидхамма тхеравады, в свое время была включена в Палийский канон, будучи записанной на пали, и по сей день ее считают канонической все последователи тхеравады. Вне пределов тхеравады палийские тексты Абхидхаммы малоизвестны.

Сарвастивадинская Абхидхамма была составлена на санскрите и «жива» в китайской и тибетской традициях. Оригинальный текст на санскрите был потерян; сохранился лишь перевод с санскрита на китайский язык, с которого уже выполнялись переводы на другие языки.

Некоторые другие тексты Абхидхаммы неясного происхождения также сохранились в переводах в китайском каноне.

Тхеравадинская Абхидхамма-питака, иногда называемая Саттапакарана (пали «Семь трактатов»), состоит из семи книг (хотя иногда говорят, что лишь пеpвая (Дхаммасангани) и последняя (Паттхана) составляют суть учения Абхидхаммы). Состав Абхидхамма-питаки следующий:

1. Дхаммасангани – книга, описывающая все дхаммы, существующие в мире.

2. Вибханга – эта книга посвящена тем же вопросам, что и Дхаммасангани, но построена в форме вопросов и ответов.

3. Дхатукаттха – по сути, продолжение рассмотрения ранее затронутых вопросов.

4. Пуггалапаньнятти – книга, посвященная рассмотрению и описанию различных типов личности.

5. Каттхаваттху – книга разъяснений спорных для различных философских школ вопросов.

6. Ямака – книга логического анализа вышеизложенных концепций.

7. Паттхана (или Паттханаппакарана) – значительная по объему книга, описывающая вопросы причинности и обусловленности.

Впрочем, порядко книг иногда указывают иной. Варианты перечисления приведены в таблице ниже:

 

1

Дхаммасангани

Дхаммасангани

Дхаммасангани

2

Вибханга

Вибханга

Дхатукаттха

3

Дхатукаттха

Каттхаваттху

Вибханга

4

Пуггалапаньнятти

Пуггалапаньнятти

Паттхана

5

Каттхаваттху

Дхатукаттха

Пуггалапаньнятти

6

Ямака

Ямака

Каттхаваттху

7

Паттхана

Паттхана

Ямака

 

Эти семь частей третьего раздела Типитаки далее рассматриваются подробнее.

Ранним западным исследователям книги Абхидхаммы показались наименее интересными из всех трех частей Типитаки, вследствие чего важные аспекты буддийской философии оставались практически неизученными вплоть до второй половины XX века. Еще Каролина Рис-Дэвидс, жена основателя Pali Text Society Т.У. Рис-Дэвидса, знаток языка пали, ярко охарактеризовала десять глав Ямаки как «десять долин высушенных костей». И лишь более пристальное изучение Абхидхаммы постепенно расширило понимание буддизма и значимость текстов Абхидхаммы.

На настоящее время все тексты Абхидхаммы опубликованы Pali Text Society на пали романизированным письмом.

Абхидхарма сарваcтивады, дошедшая до нас, как было отмечено, в китайском переводе, состоит также из семи текстов. Сравнение показывает, что вряд ли они имеют один и тот же источник с традицией тхеравадинской абхидхармы. В частности, тхеравадинские книги Каттхаваттху и Пуггалапаньнятти, включенные в Абхидхамму, но не слишком уместные в этом собрании, не имеют аналогов в сарваcтивадинской версии. Причина, по которой эти книги входят в Абхидхамму, а также почему в двух версиях содержится равное количество книг, остается загадкой, которая пока не разрешена.

Абхидхарма сарвастивады содержит следующие тексты:

1.      Сангитипарьяя («Трактат о сангити»)

2.      Дхармаскандха («Собрание факторов»)

3.      Праджняпришастра («Учение об обозначениях»)

4.      Дхатукайя («Тело элементов»)

5.      Виджнянакайя («Тело сознания»)

6.      Пракаранапада («Представление»)

7.      Джнянапрастхана («Основания знания»)

Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции – Махавибхаша («Великое истолкование») – монументальный комментарий к Джнянапрастхане, созданный в первой половине II века во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой царя Канишки. Также хорошо известно сочинение Васубандху Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы»), в котором абхидхармистская традиция махавибхаши сводится воедино и детально объясняется. Это сочинение активно изучается и используется школами махаяны, как в Тибете, так и на Дальнем Востоке.

 
 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100