Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Происхождение махаяны

Говоря о литературе второго течения буддизма – махаяны, – необходимо сделать несколько замечаний о самом течении, его возникновении и развитии.

В переводе с санскрита «махаяна» (Mahayana, санскр. mahāyāna, кит. 大乘, Дашенг, Dàshèng; яп. 大乗, Дайдзё, Daijō; кор. 대승, Дае-сеунг, Dae-seung; вьет. Đại Thừa; тиб. Тегпа Ченпо, theg-pa chen-po; монг. yeke kölgen) обозначает «большую, великую колесницу [переноса всех живых существ в нирвану]».

Сам термин «махаяна» используется в нескольких смыслах: прежде всего, это обозначение одного из двух основных течений буддизма, существующих ныне, и в этом смысле махаяна противопоставляется тхераваде. Это основное значение, наиболее часто употребляемое, особенно в западной литературе, посвященной буддизму. Между тем, сами последователи махаяны при использовании термина «махаяна» подразумевают не просто другое течение буддизма, но другой уровень мотивации и практики, и в данном случае синонимом часто выступает термин «бодхисаттваяна», «колесница бодхисаттв» (Bodhisattvayana). Помимо прочего, термин «махаяна» часто используется для различения с ваджраяной – течением буддизма, вышедшим из махаяны – когда того требует контект повествования. При этом стоит отметить, что термин «ваджраяна» также может использоваться в нескольких значениях.

Источник слова «махаяна», как предполагают, кроется в дебатах различных буддийских школ. Как говорится в «Энциклопедии буддизма Макмиллана»: «Определенно, что термин «махаяна»… являлся полемическим обозначением, используемым лишь одной стороной – и, вероятно, менее значительной – в длительном незатухающем споре, что же, на самом деле, являлось наставлениями Будды». Вероятно, что слово «махаяна» использовалось как самоназвание одной из сравнительно поздних школ классического буддизма. Несмотря на то, что последователи махаяны утверждают, что их течение было основано самим буддой, исторические свидетельства указывают на то, что махаяна зародилась в Южной Индии примерно в первом веке н.э.

Происхождение махаяны также доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что истоки учения махаяны приходятся на период около 1 в. до н.э. (т.е. спустя 4 века после паринирваны Будды), поскольку некоторые махаянские сутры датируются этим временем.

Возникновение новых сутр, относимых к махаяне, также могло способствовать формированию нового течения буддизма: в ранней махаяне не существовало табу на составление новых сутр, и это стало одной из причин для отвержения тхеравадой махаянского движения как еретического.

Ранняя махаянская триада. Слева направо: кушанский последователь-мирянин, бодхисаттва Майтрея, Будда Гаутама, бодхисаттва Авалокитешвара и буддийский монах. Гандхара, 2-3 вв. н.э. (Изображение с сайта Wikipedia).

Самые ранние эпиграфические памятники, содержащие фрагменты, относящиеся определенно к махаяне и упоминающие будду Амитабху , были обнаружены на индийском субконтиненте в Матхуре. Датируются они примерно 180 г. н.э. В частности, сохранилась статуя Будды с надписью письмом брахми: «Воздвигнута на 28 год правления царя Хувишки… в честь будды Амитабхи».

Однако, это упоминание было скорее исключением, сильно не вписывающимся в общий буддийский контекст в Индии того времени. «Вряд ли могущее датироваться ранее, чем начало н.э., направление махаянского буддизма не имело никакого заметного влияния на индийскую буддийскую культовую практику, по меньшей мере, до 2 в. н.э., и даже тогда это влияние носило признаки полной изолированности и маргинальности. Нет свидетельств того, что это махаянское упоминание имело дальнейшее развитие – нет других, последующих упоминаний Амитабхи в индийских надписях того времени. Та же картина (с упоминанием махаяны) наблюдается и в более широком масштабе – с нетекстуальными свидетельствами».

Эпиграфические свидетельства махаяны вообще малочисленны до 5 в. «Определенно, есть значительное число надписей этого времени, во всех частях Индии. Но во всем этом объеме материала нет ни единого упоминания о Махаяне, вплоть до пятого века». Особенно это заметно в сравнении с множеством махаянских писаний, пришедших из Центральной Азии в Китай в тот же период.

«Что, в частности, не сходится в единую картину, так это следующий факт: нам известно из китайских переводов, что значительное число махаянских сутр было составлено в период с начала эры и до 5 в. Но, не рассматривая тексты, можно сказать, что, по крайней мере, в Индии в точно то же время, доминировали совершенно другие – и заметно старшие – идеи и побуждения, и старая, укрепившаяся традиция хинаяны была единственным направлением, пользовавшимся поддержкой и покровительством».

Первое упоминание махаяны в текстах обнаружимо в Лотосовой сутре в период 1 в до н.э. – 1 в. н.э. Примерно в это время в Индии появляется ряд древнейших махаянских текстов, а со второго века н.э. они распространяются в Китае. Вероятно, в этот период Китай явился более благодатным обществом для распространения буддизма, нежели Индия, поскольку «наиболее важное свидетельство – фактически, единственное, - о положении махаяны в начале нашей эры, обнаруживо вовсе не в Индии, но в Китае. Там, уже к последней четверти 2 в. н.э., существовало собрание основных махаянских сутр, переведенных на китайский язык выходцем из индоскифов, чье индийское имя было реконструировано как Локакшема. Другие источники также говорят о принесении буддизма в Китай кушанским переводчиком Локакшемой (Lokaksema, китайское имя – Жи Чен), первым, кто перевел махаянские сутры на китайский язык, в период примерно 164-186 гг. н.э.

Влиятельность в Индии махаяна приобрела только к пятому веку н.э. До этого момента, «…безусловно, имеется значительное число письменных свидетельств по всей территории Индии… Но нигде во всем этом объеме материала, до пятого века, не встречается названия «махаяна». С другой стороны, известно множество ссылок на то, что принято называть школами хинаяны – сарвастивадины, махасангхики и т.д. С этой точки зрения, это время было не «периодом махаяны», но «периодом хинаяны».

С пятого века распространение махаяны стало значительным, вероятно, не последнюю роль в этом сыграла поддержка правящей династией Гуптов. Махаяна со временем распространилась из Индии в Юго-Восточную Азию, Центральную Азию, Китай, Корею и Японию. Любопытным является факт, что махаяна стала влиятельной в Китае гораздо раньше, неждели в самой Индии, где до 5 в. являлась незаметным учением.

Махаяна (да и буддизм вообще) исчезли в Индии к 11 в., уступив исламскому влиянию. Махаяна постепенно потеряла влиятельность в Юго-Восточной Азии, где ей на смену пришел буддизм тхеравады, принесенным со Шри-Ланки.

В настоящее время махаяна  имеет больше последователей, нежели другая ветвь – тхеравада. Основные страны, исповедующие ныне махаяну, – Китай, Тайвань, Япония, Корея и Вьетнам. Две основных ветви махаяны в наши дни – это амидаизм, или Буддизм Чистой Земли, и дзэн-буддизм.

Из махаяны развилась эзотерическая ветвь буддизма, ваджраяна, которую ныне исповедуют, главным образом, в Тибете, Непале, Бутане и Монголии, а также на прилегающих территориях – В Китае, Японии, Индии и России. Значительное распространение в двадцатом веке ваджраяна получила в странах Запада.

 
 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100