Enlightened Mind
Сайт, посвященный Дхарме |
||
О линиях передачи Учения |
||
Как и, вероятно, любая религиозная традиция, буддизм является живой, развивающейся системой взглядов, опирающихся не только на священное писание (каковое рассматривается в разделе "заметки о буддийской литературе"). На протяжении сотен и тысяч лет существования буддийской мысли перед последователями Будды стояла задача не только донести "букву" Учения, но передать его преемникам во всей полноте и ясности. Возможно, в буддизме этой задаче уделялось внимание большее, чем в других религиях, могущих считаться "мировыми", поскольку на протяжении первых пяти сотен лет Учение существовало лишь в устном предании. Благодаря развитым в те времена в Индии мнемотехническим навыкам Дхарма передавалась от наставника к послушнику в виде значительных по объему текстов, хранимых в памяти и декламируемых по определенным случаям. Несмотря на то, что уже на рубеже эр Учение было зафиксировано в письме, традиция устных наставлений сохранилась и по сей день. Более того, именно устное предание сохраняло значительное количество комментариев к записанным текстам (как можно видеть из раздела о литературе, многие комментарии были записаны еще несколько столетий спустя), а с развитием эзотерических учений, свойственных школам ваджраяны, распространенным в Китае, Японии и Тибете, устная традиция перешла в новое качество - ряд наставлений, не предназначающихся каждому последователю, передается исключительно устно, после ряда предварительных наставлений, посвящений и практик. Эта особенность широко распространена ныне в тибетском буддизме, ставшим популярным и на Западе. И, безусловно, с течением времени каждая ветвь буддизма, каждая школа, каждый монастырь уделяли особое внимание тем или иным наставлениям и практикам, которые столетиями передавались и передаются поныне через непрерывную цепь монахов, тщательно сохраняющих полученное учение и обогащающих его своим опытом. Такие линии преемственности - характерная и неотъемлемая черта буддизма; они являются залогом сохранения, развития и дальнейшей передачи Учения последующим поколениям. Более того, непрерывная цепь наставников - доказательство того, что нынешний буддизм до сих пор сохраняет самую суть буддизма, преподанную самим Буддой и являющуюся средством спасения каждого. Среди многочисленных линий преемственности в буддизме можно, пожалуй, выделить три основных группы. Первая группа - линии передачи старших монахов и иерархов школ. С самых первых дней существования сангхи среди последователей выделялись старшие монахи, на плечи которых ложились задачи сохранения гармонии в общине, передачи учения послушникам и расширения сангхи. Последовательность учителей разных течений и школ существует до сих пор; особенно это заметно в буддизме тхеравады. Второй группой линий преемственности следует назвать линии передачи определенных учений. Непрерывность линии, как мы отмечали выше, связана с эзотеризмом наставлений и существованием устных комментариев с ограниченным доступом, касающихся того или иного учения. Эти линии свойсвенны буддизму ваджраяны. В третью группу мы бы выделили линии перерождений - тулку. Эти линии преемственности, получившие значительное развитие в тибетском буддизме, играли (и продолжают играть) важную роль не только для многочисленных последователей тибетских школ, но и имеют общественное и даже политическое влияние на жизнь как населения тибетского региона и прилегающих территорий, так и на современный мир в целом. В этой связи наиболее ярким и значительным примером является Его Святейшество Далай-лама, являющийся четырнадцатым перерождением в своей линии. Благодаря политике ненасилия, диалога культур и сотрудничества, проводимой Его Святейшеством за последние несколько десятков лет и Его активным действиям в поддержку этой политики, Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в 1989 году. На страницах данного сайта мы постараемся осветить некоторые линии преемственности, существовавшие ранее и сохраняющиеся в наше время.
|
||
|