Enlightened Mind
Сайт, посвященный Дхарме |
||
Дальнейшее развитие школ раннего буддизма |
||
Произошедший во время Второго собора раскол способствовал развитию новых школ раннего буддизма. Так, нам известны восемнадцать школ раннего буддизма, однако лишь одна из них существует и поныне – это школа Тхеравада, в западной литературе часто некорректно именуемая Хинаяной. Остальные школы включали сарвастивадинов и дхармагуптаков в северо-западной Индии. Побежденные в диспуте на Втором буддийском соборе махасангхики, покинув собрание, удалились на северо-запад Индии и в Центральную Азию, где просуществовали несколько столетий, как следует из надписей Кхарошти, найденным возле Окса и датированными первым столетием нашей эры. Необходимо отметить, что в истории каждой религии прослеживаются моменты разделения адептов на различные конфессии; это разделение вызывается различиями культовых обычаев, идеологических постулатов и прочих факторов. По мере развития религии ее адепты делают упор на собственном своеобразии и настаивают на трактовке своей конфессии, при этом все конфессии ссылаются на догматы священного канона. Эти процессы приводят ко все большим разделениям и порой – религиозным столкновениям. Буддизм также подвергся этим процессам, хотя и в своей форме. Будучи толерантным учением (сам Будда воспитывал лояльное отношение к инакомыслию и даже утверждал необходимость проверять всякое учение на своем опыте, прежде чем брать на веру), буддизм имел самые благоприятные возможности для развития все новых и новых направлений и школ, даже несмотря на один из пяти непростительных поступков, упоминающихся в основных догматах – внесение раскола в сангху. Такая толерантность и веротерпимость, присущие буддизму и по сей день, обусловили возможность возникновения в короткий период значительного числа школ, появившихся в первые века после нирваны Будды. Безусловно, разделение на школы повлекло за собой изменения в Каноне, и каждая из школ имела свою версию, пусть и с общей значительной основой. Эти версии Канона существовали довольно продолжительное время и впоследствии фиксировались в письме на различных языках, а также заимствовались каноническими сводами других, более поздних направлений буддизма. Так, помимо палийской редакции Канона Стхавиравады, нам известны фрагменты текстов Сарвастивады и Муласарвастивады, написанные на санскрите. Значительная часть раздела Винаи, принадлежавшего этим школам, сохранилась в гилгитских манускриптах. В сохранившихся до наших дней китайских переводах содержатся значительные фрагменты Санскритского канона в редакции школы Сарвастивада (и, возможно, школ Дхармагуптака и Кашьяпийя) – практически полные тексты первых четырех никай раздела Сутта. Кроме того, в китайских же переводах сохранилась значительная часть Винаи школы Сарвастивада, а также семь трактатов из раздела Абхидхамма. В целом, Китайский канон содержит фрагменты Винаи семи различных школ. Виная школы Муласарвастивада практически полностью сохранилась в тибетском переводе. Данные школы порой имели значительные расхождения во взглядах; в силу существовавших расхождений Канон подвергся значительным искажениям, устранить и исправить которые был призван Третий Буддийский собор. |
||
|
|