Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Дальнейшее развитие школ раннего буддизма

Произошедший во время Второго собора раскол способствовал развитию новых школ раннего буддизма. Так, нам известны восемнадцать школ раннего буддизма, однако лишь одна из них существует и поныне – это школа Тхеравада, в западной литературе часто некорректно именуемая Хинаяной. Остальные школы включали сарвастивадинов и дхармагуптаков в северо-западной Индии.

Побежденные в диспуте на Втором буддийском соборе махасангхики, покинув собрание, удалились на северо-запад Индии и в Центральную Азию, где просуществовали несколько столетий, как следует из надписей Кхарошти, найденным возле Окса и датированными первым столетием нашей эры.

Необходимо отметить, что в истории каждой религии прослеживаются моменты разделения адептов на различные конфессии; это разделение вызывается различиями культовых обычаев, идеологических постулатов и прочих факторов. По мере развития религии ее адепты делают упор на собственном своеобразии и настаивают на трактовке своей конфессии, при этом все конфессии ссылаются на догматы священного канона. Эти процессы приводят ко все большим разделениям и порой – религиозным столкновениям. Буддизм также подвергся этим процессам, хотя и в своей форме. Будучи толерантным учением (сам Будда воспитывал лояльное отношение к инакомыслию и даже утверждал необходимость проверять всякое учение на своем опыте, прежде чем брать на веру), буддизм имел самые благоприятные возможности для развития все новых и новых направлений и школ, даже несмотря на один из пяти непростительных поступков, упоминающихся в основных догматах – внесение раскола в сангху. Такая толерантность и веротерпимость, присущие буддизму и по сей день, обусловили возможность возникновения в короткий период значительного числа школ, появившихся в первые века после нирваны Будды.

Безусловно, разделение на школы повлекло за собой изменения в Каноне, и каждая из школ имела свою версию, пусть и с общей значительной основой. Эти версии Канона существовали довольно продолжительное время и впоследствии фиксировались в письме на различных языках, а также заимствовались каноническими сводами других, более поздних направлений буддизма. Так, помимо палийской редакции Канона Стхавиравады, нам известны фрагменты текстов Сарвастивады и Муласарвастивады, написанные на санскрите. Значительная часть раздела Винаи, принадлежавшего этим школам, сохранилась в гилгитских манускриптах. В сохранившихся до наших дней китайских переводах содержатся значительные фрагменты Санскритского канона в редакции школы Сарвастивада (и, возможно, школ Дхармагуптака и Кашьяпийя) – практически полные тексты первых четырех никай раздела Сутта. Кроме того, в китайских же переводах сохранилась значительная часть Винаи школы Сарвастивада, а также семь трактатов из раздела Абхидхамма. В целом, Китайский канон содержит фрагменты Винаи семи различных школ. Виная школы Муласарвастивада практически полностью сохранилась в тибетском переводе.

Данные школы порой имели значительные расхождения во взглядах; в силу существовавших расхождений Канон подвергся значительным искажениям, устранить и исправить которые был призван Третий Буддийский собор.