Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Ранние буддийские школы

В последующее после паринирваны Будды столетие сангха постепенно разделилась на группы, придерживавшиеся различных взглядов по тем или иным аспектам Учения. Эти группы монахов в дальнейшем дали начало различным буддийским школам. Деление на школы повлекло за собой возникновение различных версий Канона, которых придерживались различные школы.

Вопрос о том, какую буддийскую школу считать первоначальной формацией, является предметом дискуссии. Наиболее распространенное наименование для исходной школы буддизма – Хинаяна – является столь же неопределенным и некорректным, сколь и неудовлетворительным по своему названию. Само слово «Хинаяна» («Малая» или «Низшая колесница») возникло несколько позже и является оппозицией к «Махаяне» («Большой», или «Великой колеснице»). Так, во-первых, именование «Низшей колесницей» часто рассматривается уничижительным и никогда не применялось ее последователями к самим себе. Во-вторых, в терминах махаяны и ваджраяны слово «хинаяна» относится не к школе буддизма, а к разновидности пути к освобождению, по контрасту с путем Бодхисаттвы. Иногда предлагается термин «шравакаяна», однако это снимает противоречия только по первому возражению, но не по второму.

В действительности в первые века развития буддизма существовал ряд буддийских школ, объединяемых под названием «ранних буддийских школ». В западной литературе для обозначения этих школ можно встретить термин «школы никая» или «буддизм никая», по слову «никая», обозначаемому группу канонических сутт. Таким образом, это общее наименование для буддийских школ, признающих аутентичными только сутты Палийского канона, в отличие от более поздних школ махаяны и ваджраяны, признающих также аутентичность ряда других текстов, помимо сутт, преподанных Буддой. Исторически существовало по меньшей мере восемнадцать школ раннего буддизма. Согласно традиции, считается, что разделение на школы стало причиной для проведения Второго буддийского собора.