Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Шестой Буддийский Собор

Шестой и последний Великий буддийский собор был вновь созван в Бирме, в Каба Айе (Kaba Aye) в Янгоне, бывший Рангун, в 1954 году, спустя 83 года после Пятого Собора, прошедшего в Мандалае, и продоложался до 1956 года. Спонсированный бирманским правительством, Собор был санкционирован тогдашним премьер-министром, Почтенным У Ну (Honourable U Nu). Он утвердил постройку искусственной пещеры Маха Пассана Гуха (Maha Passana Guha), «великой пещеры», копирующей индийскую пещеру Саттапанни (Sattapanni Cave), где прошел Первый буддийский Собор. По завершению строительства Собор был созван; его открытие пришлось на 17 мая 1954 года. Как и в случае предыдущих Соборов, основной его целью стояла проверка и сохранение в неизменном виде Дхаммы и Винаи, причем сверке и утверждению подверглись не только каноническая Типитака, но и комментарии (Аттхакатха) и субкомментарии (Тика) к ней. Особенностью Собора стало участие монахов из восьми разных стран; так, 2500 ученых монахов-участников Собора прибыли из Мьянмы, Камбоджи, Индии, Лаоса, Непала, Шри-Ланки, Таиланда и Вьетнама. Ведущие роли в Соборе были отведены почтенным ныне усопшему Махаси Саядаву (Mahasi Sayadaw) и Мингуну Саядаву (Mingun Sayadaw); высокое право задавания требуемых вопросов о Дхамме было предоставлено Махаси Саядаву, адресовавшему вопросы Преподобному Бхаданте Вичиттасарабхивамсе (Bhadanta Vicittasarabhivamsa), справившемуся со всеми вопросами в высшей степени удовлетворительно и показавшему глубокую ученость. Необходимо отметить, что к моменту проведения Шестого Собора все страны-участники уже перевели Палийскую Типитаку на свои родные языки, за исключением Индии.

Традиционная рецитация буддийских писаний продолжалась два года, в течение которых Типитака и все сопутствующие тексты писаний были тщательно проверены, зафиксированы отличия и внесены все необходимые правки и сверены все версии писаний. К счастью, значительных расхождений в содержании текстов обнаружено не было. После официального утверждения сверенных текстов все составляющие Типитаку книги и комментарии к ним были подготовлены к печати современным способом и опубликованы в бирманском (мьянмарском) письме. Это значительное достижение стало возможным благодаря преданным усилиям двух с половиной тысяч монахов и множества мирян. Работа была завершена в мае 1956 года, ровно 2500 лет спустя после паринирваны Владыки Будды. Результаты работы Собора стали уникальным достижением представителей всего буддийского мира. Версия Типитаки, сверенная Собором и пущенная в публикацию, признана подлинным изначальным Учением Будды Гаутамы и самым авторитетным переводом этих наставлений в наши дни.