Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Письменная фиксация Палийского канона. Четвертый Буддийский Собор

Отметим, что до конца 1 в. н.э. Учение передавалось исключительно изустно. Устная передача Палийского канона продолжалась несколько веков даже после того, как он впервые был записан, а традиция устной рецитации и проверки отдельных текстов собраниями монахов продолжается и поныне. Сангха распевает избранные тексты при проведении церемоний; иногда к монахам присоединяются миряне. Пение сутт считается священнодействием, равно как и постоянное памятование и преподавание Дхаммы.

Однако, несмотря на силу и развитость устной передачи учения (что вообще было свойственно для различных учений, существовавших в то время в Индии и на соседних территориях), а также стремление передать его последующим поколениям в первоначальном виде, Канону было суждено претерпевать изменения, а также быть зафиксированным в письме. Распространение Дхаммы в другие страны предполагало передачу ее на других языках, что могло служить дополнительным толчком к письменной фиксации Палийского канона.

Как мы увидели ранее, первый из известных нам вариантов Канона – Типитака – складывался в течение нескольких столетий. Поэтому необходимо сразу отметить, что некритически отождествлять Палийский канон с учением раннего буддизма, и тем более с учением самого Будды, было бы легковерно и совершенно ненаучно.

Записи традиционных сингальских хроник гласят, что Типитака, или Палийский канон, была впервые записана на Ланке во время Четвертого Буддийского собора около 80 г. до н.э., то есть более, чем через триста лет после нирваны Будды. Это была Типитака в редакции школы Стхавиравада (Тхеравада).

Здесь необходимо сделать небольшое уточнение: строго говоря, различные буддийские ученые говорят о двух разных буддийских соборах. Тхеравадины называют Четвертым собором собрание монахов на Ланке, когда был записан впервые Палийский канон (что было описано выше). Между тем, последователями махаяны говорится, что Четвертый буддийский собор состоялся около 100 г н.э. в Джаландхаре (Jālandahara, Jalandhar) (Кашмир). Буддизм Тхеравады не признает этот собор аутентичным и временами именует его «Собором еретических монахов», так же, как махаянисты не признают Четвертый Собор тхеравадинов на Ланке.

Так, в рассказе о тхеравадинском Соборе на Ланке утверждается, что прошел он в Тамбапанни (Tambapanni) на Шри-Ланке, в царствование Ваттагамани (Vattagamani). Основной причиной для проведения Собора стало то обстоятельство, что большинство монахов были более не способны сохранять в памяти значительные объемы сутт Учения, как это было во времена почтенного Махинды и его последователей. И, поскольку искусство письма уже было основательно развито, было сочтено целесообразным и необходимым записать Учение. Царь Ваттагамани поддержал эту идею, и вскоре был созван Собор, на котором была поставлена задача целиком облечь Типитаку в письмо. Так, с целью сохранить Дхамму  в подлинном виде на долгие времена, почтенный Махараккхита (Venerable Maharakkhita) и пятьсот монахов процитировали наставления Будды и затем записали их на пальмовых листьях, собрав вместе триста тысяч стихов и более девяти миллионов высказываний. Тогда Учение Будды было записано впервые в истории. Говорится, что когда книги из листьев пальмы ола были сложены вместе в стопку, высота ее превысила высоту шести слонов, стоящих друг на друге. )миишкая,

Эта значительная работа была проделана в пещере Алокалена (Aloka lena), расположенной в расселине, оставшейся после древнего оползня, неподалеку от нынешнего Матале. Так, цель Собора была достигнута – Учение было сохранено в письме в первозданном виде. В память об этом событии в восемнадцатом веке царь Виджаяраджасиха (Vijayarajasiha) повелел высечь в пещере изображения Будды.

Таким образом, к 80 г. до н.э. (год письменной фиксации Типитаки) завершился первый, «доканонический» этап развития буддизма и окончательно оформился палийский тхеравадинский Канон; приблизительно в это же время начали появляться и первые махаянские сутры.

История махаянского Собора такова: последователями махаяны говорится, что Четвертый буддийский собор был созван кушанским императором Канишкой около 100 г н.э. в Джаландхаре (Jālandahara, Jalandhar) (Кашмир). Проведение этого Собора обычно связывается с подъемом буддизма Махаяны, происходившим в то время.

Утверждается, что Канишка собрал в Кашмире 500 бхиккху, возглавляемых Васумитрой (Vasumitra), с целью отредактировать Типитаку и снабдить ее ссылками и примечаниями. Говорится, что во время собора было собрано вместе триста тысяч стихов и более девяти миллионов высказываний, а работа заняла двенадцать лет. Есть мнение, очевидно, ошибочное, что именно тогда Учение Будды было впервые записано на пальмовых листьях. Более вероятным выглядит другое мнение, утверждающее, что на этом Соборе был составлен и записан новый Канон махаяны – школы Сарвастивада. )миишкая,

Этот собор не преследовал цель сохранить Палийский канон (Типитаку) в оригинальном виде. Напротив, был включен ряд новых писаний, равно как и основополагающие принципы махаянской доктрины. Новые писания, как правило, изначально написанные на гандхари письмом кхаростхи, были переписаны классическим санскритом, что стало поворотной точкой в деле распространения буддийской мысли многими учеными.

Новая форма буддизма отличалась практически обожествлением Будды, идеи о присутствии природы Будды во всех живых существах, а также их способности достичь состояния Будды; кроме того, ей был свойственен некоторый синкретизм в силу различных культурных влияний в северо-западной Индии и Кушанской империи, особенно со стороны зороастризма и греко-буддизма.

С этого момента и в течение последующих нескольких столетий буддизм Махаяны процветал и распространился в Центральной Азии, Китае, Корее и Японии (в последней буддизм появился в 538 г н.э.).