Enlightened Mind

 

 

Сайт, посвященный Дхарме

Главная страницаЗаметки о буддийской литературеО линиях передачи УченияПолезные ссылкиОб этом сайте

Третий Буддийский Собор

Третий буддийский Собор был созван царем динасии Маурьев Ашокой (260–218 до н.э.) в г. Паталипутре около 250 г. до н.э. Собор был возглавлен монахом по имени Моггалипутта Тисса и прошел при участии тысячи монахов. Целью Собора стало примирение различных буддийских школ  и очищение Учения от искажений, привнесенных оппозиционными фракциями, привлеченными покровительством царской власти. Считается, что к моменту созыва Собора в Сангху проникли порядка шестидесяти тысяч аскетов, загрязнивших Учение ложными еретическими взглядами. Ответы на вопросы о положениях Учения и диспуты, прошедшие на Третьем Соборе, были записаны Моггалипуттой Тиссой и  составили одну из книг Абхидхаммы – Катхаваттху.

Во время Третьего Собора был окончательно сформирован Палийский Канон, и именно тогда он приобрел свое нынешнее разделение на три части – формализованные ранее Учение (Сутта) и Монашескую дисциплину (Виная), а также новый раздел утонченной философии (Абхидхамма). Собственно, с этого момента он и приобрел название Типитака, по трем составным частям свода наставлений.

Собор также определил «канонические» и «еретические» взгляды различных школ. Так, подобно Махасангхике 135 годами ранее, были отвергнуты такие школы, как Сарвастивада и Дхармагуптака. Дхармагуптаки отличались тем, что полагали Будду отдельно и выше остального буддийского сообщества. Сарвастивадины верили, что прошлое, настоящее и будущее неразделимы и одновременны. Вероятно, взгляды этих школ (и, в том числе, Махасангхики) повлияли на формирование махаянской традиции.

После 250 г. до н.э. школы Сарвастивада (отвергнутая Третьим Собором, согласно тхеравадинской традиции) и Дхармагуптака приобрели значительное влияние в Северо-Западной Индии и Центральной Азии, вплоть до времен Кушанской империи – первых веков н.э.

По окончанию Собора с целью распространения Учения в девять различных стран были разосланы девять миссий, донесших Учение на широкую территорию от Индонезии на Востоке до греческих царств на Западе, в частности, в соседнее Греко-Бактрийское Царство (а, возможно, и дальше в Средиземноморье, если верить надписям на каменных колоннах Ашоки).